Новый порядок уведомления должников

тел. 8 (499) 409-15-17
тел. 8 (800) 333-82-74
Заказать бесплатную консультацию E-mail:  [email protected]
Вы сейчас здесь:

О семинаре

В рамках семинара будут рассмотрены следующие вопросы:

- степень эффективности ограничения водоотведения, по сравнению с другими методами воздействия на должника,

- юридические аспекты метода ограничения водоотведения должникам,

- технологические особенности оборудования и монтажа,

- экономические модели взаимодействия управленческой компании и специализированной организации по ограничению водоотведения,

- как организовать работу по сбору задолженности, с учетом особенностей вашей управленческой компании

1. Проблема задолженности по услугам ЖКХ: причины возникновения и способы решения проблемы

По официальным данным на конец 2013 г. население задолжало за коммунальные услуги более 248 млрд рублей. При этом рост задолженности за минувший год составил 28%.

Понимая сложность проблемы, мы исходим из того, что главной причиной роста долгов ЖКХ является низкая платежная дисциплина жильцов. Другой причиной является отсутствие реально эффективных методов воздействия на неплательщиков у управляющих компаний: отсутствие системно выстроенной работы с долгами, нехватка у управляющей компании собственных сил и средств, а также неработающая судебная система в этой сфере и отсутствие обозримых перспектив по принципиальному улучшению ситуации.

В качестве решения, для формирования такой системы, в качестве базового ее элемента, мы предлагаем массовую «ковровую» работу по ограничению водоотведения должникам с помощью специализированной организации. Мы предлагаем работать по должникам от 3-х месяцев, что позволит достичь успешного результата за счет массового перевода не платящих жильцов в стабильно платящих.

Мы предлагаем формировать новые условия, когда плательщик понимает, что за появлением долга за услуги ЖКХ с неизбежностью последует ограничение водоотведения и стремится не допустить этой ситуации. В целом подобная системная организация работы - это существенный шаг в сторону повышения платежной дисциплины и сокращения задолженности по услугам ЖКХ.

По нашим оценкам, на начало 2014 года средний срок задолженности у управляющей компании составляет 12 месяцев, должников от общего количества плательщиков - 8%. Таким образом, по нашей экспертной оценке, в денежном выражении сумма задолженности примерно равна сумме, выставляемой по всем счетам за 1 месяц.

Это большой объем, который быстро (за 3 месяца) может быть «переварен» только с помощью специализированной компании, при выборе которой, следует обратить внимание на ряд моментов.

После трёхмесячного «штурма» и прорыва ситуации, после того, как массу долгов удастся «разгрести», при желании и наличии собственных сил, управляющая компания может вернуться к работе с должниками собственными силами.

Что следует ожидать. Примерные ориентировочные цели:

(из опыта работы по более, чем 20 тыс. должникам в 2013/2014 гг.)

 

1-ый мес.

2-ой мес.

3-ий мес.

4-ый мес.

5-ый мес.

6-ой мес.

Мин.

5%

10%

5%

3%

3%

2%

Средн.

7%

13%

7%

5%

5%

3%

Макс.

15%

25%

15%

10%

7%

4%

Как видно из таблицы, за первые два месяца после начала работы, как правило, удается собрать 15-20% от общей суммы просроченной задолженностей, а в среднесрочной перспективе (через полгода) – 30%. Показатели могут быть и существенно выше. Наиболее удачный был опыт взимания 76% от долгов по одному дому. Это произошло отчасти из-за того, что дом находился в благополучном районе, а в структуре общего долга не было глубоких долгов. Однако мы понимаем, что правильнее ориентироваться на более скромные результаты.

2. Юридические аспекты деятельности по ограничению водоотведения

Работа по ограничению водоотведения абсолютно легальна и регламентируется действующим законодательством, в частности Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011. (ред. от 31.05.2014). В частности, оно дает право ограничивать предоставление коммунальной услуги при наличии 2-х месячной задолженности, после соответствующих уведомительных процедур: первичного уведомления – за 30 дней (в том числе и заказным письмом) и вторичного уведомления – за 3 дня до установления заглушки, (лично в руки под роспись).

В данном разделе в рамках семинара мы рассматриваем правовые основы, на которых строится работа подобной специализированной организации: законность ограничения водоотведения, законность оплаты услуг организации за ограничение водоотведения, законность работы специализированной организации от имени управляющей компании, защиту персональных данных, страхование ответственности за качество работ, юридические сложности, возникающие в результате взаимодействия с должником, а также социальный аспект работы с должниками.

Для оповещения должников, мы рекомендуем задействовать группу курьеров из 3 человек. Собственно курьер (сотрудник компании, он же представитель управляющей компании по доверенности) и два свидетеля, которые не являются сотрудниками компании и управляющей компании. Это необходимо, для возможной защиты нашей позиции в суде.

Следует сказать, что на этапе первичных оповещений, при отсутствии должника и соответственно невозможности вручить уведомление в руки важно собрать доступную информацию о должнике у соседей. Узнать живут ли в квартире должника люди (возможно жильцы уехали), возможные особенности их поведения, степень их адекватности, маргинальности, платежеспособности. Подобные сведения очень важны для управляющей компании для принятия окончательного решения в каждом конкретном случае.

Сведения о неадекватности и социальной агрессивности должника, если такое выявляется, становятся важными даже для элементарной безопасности курьеров и работников управляющей компании, которые будут контактировать с этим жильцом в будущем.

Особое внимание мы рекомендуем уделять тем, кто причисляет себя к «малообеспеченным» должникам, для кого низкий уровень доходов (в том числе чисто формальный) становится аргументом для неплатежей.

Мы рекомендуем создать специальную «Папку должника», в которой можно было бы предоставить следующую информацию:

- сведения о ближайших Центрах занятости населения г. Москвы,

- сведения для тех, кто имеет право на социальные льготы,

- способы легальной экономии на квартплате,

- часто возникающие вопросы по теме ограничения водоотведения

- правовые основы процедуры ограничения водоотведения и

- реквизиты для оплаты задолженности.

Важно постараться объяснить, что управляющая компания не менее чем должник заинтересована в благоприятном разрешении этой ситуации и предоставлять информацию, с помощью которой должник сможет попробовать решить свои проблемы.

3. Технологические особенности использования заглушек

При рассмотрении технологии ограничения водоотведения, управляющая компания может столкнуться с необходимостью суметь оценить тип предлагаемой заглушки. Не все заглушки надежны, многие из них имеют конструктивные особенности, которые могут стать источником проблем, засоров в стояке и даже разочарования в подобном методе воздействия.

В рамках семинара, мы рассматриваем семь типов заглушек, представленных в настоящее время на рынке.

Вид

Тип

Наша заглушка

ОНИКС
(жесткий пластик из материала, аналогичного материалу пластиковой трубы)

Заглушка системы

Глот /"спрут"

(стальная сетка)

Заглушка системы

Глот / "спрут"

(пластик)

Заглушка системы

Сектор

(пластик)

Применение

для пластиковых и чугунных стояков

для пластиковых и чгунных стояков

для пластиковых и чугунных стояков

для пластиковых и чугунных стояков

Способ крепления

крепление враспор на храповый фиксатор

крепление на крючке

крепление на крючке

крепление на крючке

Особенности

за счёт жесткого крепления враспор на замке не подвержена сжатию и сдвигу вручную, а в случае сдвига слесарным инструментом не падает вниз, не переворачивается за счёт упругого примыкания к внутренней поверхности трубы стояка

легко сдвигается вручную и падает, т.к. висит на крючке - низкая эффективность и риск аварии

сетчатая структура - эффект может "задержаться"

легко сдвигается вручную и падает, т.к. висит на крючке - низкая эффективность и риск аварии

легко сдвигается вручную и падает, т.к. висит на крючке - низкая эффективность и риск аварии

Вид

Тип

Заглушка системы

КИТ

(крашеная сталь)

Заглушка системы

Терминатор

(сталь)

Заглушка системы

Терминатор

(мячик)

Применение

для пластиковых и чугунных стояков

для пластиковых стояков

для чугунных стояков

Способ крепления

крепление на крючке

крепление враспор на храповый фиксатор и дополнительно на трос

крепление надуванием внутри раструба и дополнительно на трос

 

Особенности

легко сдвигается вручную и падает, т.к. висит на крючке - низкая эффективность и риск засорения стояка

трудно извлекается штатным способом из старых неровных чугунных стояков ввиду конструкции зонда

подвержена быстрой коррозии в агрессивной среде канализации

не держится без троса, который провоцирует засоры

сильно сужает внутренний диаметр стояка

неприменима в чугунных стояках

легко деформируется и выталкивается из раструба, после чего падает вниз - низкая эффективность и риск засорения стояка

Мы рекомендуем использовать только современное и надежное оборудование. На наш взгляд, наиболее оптимальным вариантом является использование заглушки "Оникс" или аналог "СОВ-2". В рамках семинара мы останавливаемся на нем подробнее.

Важно понимать, что снять установленные заглушки можно будет только тем же оборудованием, каким оно было установлено. И если компания, осуществляющая монтаж «пропадет», то поиск альтернативных компаний, работающих с аналогами, может превратиться в проблему. Типов заглушек все-таки много.

Бывают случаи, когда для монтажа заглушки нет технической возможности. К таким случаям относятся: непрямолинейный участок (колено отводы); посторонние предметы в стояке (крупный мусор, бутылки, палки, камни и т.п.); чрезвычайно сильные коррозийные отложения на стенках чугунных стояков, сужающие проходное отверстие менее 80 мм; отсутствие доступа к верхней части фановой трубы; заужение фановой трубы (в 50-ку мы уже не проникаем). В рамках семинара эти случаи иллюстрируются фотографиями из реальной практики.

4. Экономические модели взаимодействия с внешней специализированной организацией

 Массовую работу с вручением 30 дневного и 3 дневного уведомлений, отслеживания выплат по соглашению о рассрочке, монтажу и демонтажу заглушки, принято называть «полным комплексом» работ или обслуживания. Полный комплекс обслуживания может реализовываться по одной из следующих моделей:

- Договор с финансовой ответственностью за результат. Самый прозрачный и понятный вариант работы. В этом случае плата рассчитывается как определенный % от объема поступивших средств. Оплата осуществляется только за полученный результат. Размер процента может быть разным и зависит от объема работы и ее объективной сложности.

-Договор с абонентской платой

В абонентскую плату входит неограниченное количество уведомлений, неограниченное количество монтажей, неограниченное количество адресов для сопровождения соглашений о рассрочки. Абонентская плата рассчитывается исходя из условной единицы - 1 стоквартирный дом. Стоимость обслуживания по такому договору фиксированная - 5 тыс. руб. в месяц. Такая низкая цена достигается за счет конвейерной организации работы, а также того, что предложение дается пакетом.

За 20 условных сто квартирных домов – предлагается цена 300 тысяч рублей за 3 месяца (1 квартал работы). Оплата может осуществляться ежемесячно по 100 тыс. руб.

Из практики наиболее эффективным сроком (пик достигается) в течение 3-х месяцев. Соответственно, на этот срок мы и рекомендуем заключать договор абонентского обслуживания. Далее, при наличии штата специалистов, поддерживать уровень платежной дисциплины управляющая компания может самостоятельно. Возможность продлить договор по желанию управляющей компании, естественно, сохраняется.

Если объем, который хочет отдать на обслуживание управляющая компания, превышает 20 стоквартирных домов, то есть сумма абонентской платы выходит за 100 тыс. руб. целесообразно провести открытый конкурс на право заключения договора на основании 223 федерального закона о закупках.

-Индивидуальный подход

Учитываются индивидуальные запросы и особенности заказчика, особенности его территории и жилого фонда.

Следует оговориться, что если управляющая компания (на каком-то этапе) считает, что может справиться своими силами, она может либо ограничить сотрудничество со специализированной компанией договором монтажа, взяв на себя все оповещения. Либо просто купить необходимое оборудование по договору на приобретение оборудования и заниматься полным комплексом работ самостоятельно.

Повторимся, на наш взгляд, это имеет смысл, когда задача массового перевода хронических должников в категорию дисциплинированных плательщиков принципиально решена.

 5. Практика. Формирование навыков взаимодействия со специализированной организацией по ограничению водоотведения

Благодаря содействию Префектуры Южного административного округа г. Москвы стала возможна организация бесплатного пробного периода работы по полному комплексу работ.

Как было уже сказано преимущество работы со специализированной организацией заключается в массовости проводимых работ, а также в их системности и методичности.

Вместе с тем для формирования навыков совместной работы и отработки технологии достаточно провести работы на 2 пробных домах.

Для выбора наиболее подходящей формы сотрудничества, в рамках семинара мы предлагаем бесплатно отработать 2 дома с компанией «Оникс». 2-3 стоквартирных дома, это примерно 20-30 должников.

На небольшом объеме представители управляющей компании увидят, как реализуется вся технология от вручения оповещения, реакции должников и монтажей заглушек до сопровождения соглашений о рассрочке платежей.

Такой пробный период позволяет отработать возможные шероховатости во взаимодействиях между управляющими компаниями, сотрудниками внешней специализированной компании и должниками.

По истечении пробного периода управляющая компания может принять взвешенное решение, по какой модели сотрудничества следует работать дальше.

Возвращено просроченной задолженности на сумму: log руб.


системное улучшение платежной дисциплины
пользователей коммунальных услуг
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков